Крещение Господне — один из главных праздников Православной Церкви. Совершается Крещение 19 января 2017 года. Праздник Крещения замыкает двенадцать святочных дней. В этот день Церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его проповеди. В день Крещения повсеместно в храмах, на реках, озерах, совершается водосвятие, обряд освящения воды в проруби, сделанной в виде православного креста.
Это один из великих двунадесятых праздников, который празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество – праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы.
Освящение воды на Крещение Господне
Господь создал воду как стихию жизни, но грех человеческий сделал ее источником смерти. Когда Господь создавал воду, Дух Божий «носился над водою», наполняя воду Своей животворной энергией. Но когда грех человеческий умножился на земле, вода жизни стала водой смерти. В водах Великого потопа погибло ветхое человечество, чтобы дать жизнь человечеству новому, обновленному этими страшными водами.
Перед пришествием Христа на землю, Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских. Люди сходили в эти воды ветхими, а выходили новыми, обновленными покаянием, потому что грех человеческий омывался водою. Но затем на Иордан к Иоанну пришел Сам Господь Иисус Христос, чтобы погрузиться в воды Иордана — не для очищения от греха, но для того, чтобы освятить их, преобразить, наполнить жизнью. Иисус пришел на землю, чтобы взять на Себя грех мира: «Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни» (Ис. 53:4). И в воды Иорданские Он сошел, чтобы взять на Себя тяжесть греха и смерти и водную стихию вновь сделать стихией жизни.
С тех пор ежегодно мы освящаем воду, и вода эта становится великой святыней. Эта вода, в которой присутствует Сам Бог, освящает все, что ею окропляют, она исцеляет людей от болезней.
История празднования Крещения Христова
Подлинно неизвестно время начала празднования этого Евангельского события, однако первое упоминание об этом встречается в III веке в «Строматах» святителя Климента Александрийского. До IV века праздник Богоявления отмечался 6 января по юлианскому календарю и включал в себя воспоминание двух важнейших Евангельских событий – Рождества и Крещения Господня указывая тем самым на то, что Бог был явлен в зримых образах: первом – во плоти, втором – голос Бога Отца и сошествие Духа Святого в виде голубя. Начиная с IV века Рождество Христово стали отмечать 25 декабря, а Крещение — 6 января. В это же время Восточная Церковь стала совершать крещение оглашенных, для чего особым образом освящалась вода для их крещения.
До XI века Великое Водоосвящение совершалось Восточными Церквами только один раз: Константинопольской и Антиохийской Церквами – в Навечерие Богоявления, а Иерусалимской Церковью – в полночь Крещения. Свидетельства об этом мы можем найти в кратком начертании Студийского устава, в древнейших Триодях. В XI-XII вв. появляется обычай совершать водосвятие дважды: в Навечерие праздника в храмах, а в самый день Крещения на реках и источниках, ибо Христос крестился вне храма.
Ко времени принятия Русью христианства, обычай крестить именно в день праздника Крещения практически уже не существовал, но Великое Освящение воды крепко вошло в традицию Восточных Церквей.
В Русской Церкви великое освящение воды совершалось первоначально один раз из-за влияния Студийского устава, а с XIV века, с ведением Иерусалимского устава, два раза. Но окончательный вариант чинопоследования был утвержден при патриархе Иоакиме в 1681 году.
На Руси водосвятие как в Навечерие Богоявления, так и в день праздника совершалось с большой торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием. В этот день все, от малого до великого, шли на «Иордань», то есть на реки и озера, где, несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался чин Великого освящения воды.
Торжественное богослужение начиналось накануне Богоявления. В этот день в Успенском соборе Московского Кремля читались царские часы, соединенные с вечерней и Литургией, после чего совершалось освящение воды. Вечерня, на которой присутствие царя и Патриарха было обязательным, всегда совершалась в Успенском соборе. Во время чтения паремий ставили два стола: один для сосудов с водой и других священных предметов, другой для мощей. На аналое перед ними поставлялась праздничная икона.
По освящении воды, Патриарх прежде принятия антидора трижды пил воду, а затем столько же раз давал испить царю, вельможам и всем людям. По окончании отпуста совершалось омовение чудотворных икон и окропление мощей святой водой.
В сам праздник Крещения совершался Крестный ход на Москву-реку при большом стечении народа, а также при участии царя и вельмож. На реке, на месте водосвятия, устанавливался богато украшенный шатер для царя и балдахин для Патриарха. Здесь же к востоку вырубалась крестообразная «Иордань». Шествие к месту водосвятия предваряли стрельцы с оружием общей численностью от 400 до 600 человек. За ними следовало духовенство, начиная с младших, завершалось шествие Патриархом. Затем открывалось «государево шествие». Впереди шли военные чиновники, за ними следовали дворяне, стряпчие и стольники в золотых кафтанах, за которыми шла «стряпня царская» из 12 человек. Они несли одежду государеву, в которую он переодевался на «Иордане».
Достигнув «Иордани», шествие останавливалось и размещалось на льду реки в строгом порядке. Непосредственно у проруби находилось духовенство, царь со своими приближенными и воины. Остальные участники торжества заполняли окрестные берега Москвы-реки.
И вот наступал долгожданный час Великого освящения воды. Все, от царя до простолюдинов, стояли без головных уборов, несмотря на лютый мороз. По окончании освящения крещенской водой окроплялись царские знамена, после чего Патриарх, почерпнув воды серебряным ведром, отсылал ее «наверх» для окропления икон. При целовании креста первосвятитель окроплял водой царя и его приближенных. По окончании торжества Крестный ход в прежнем порядке возвращался в Успенский собор. На протяжении всего пути Патриарх кропил народ святой водой. Праздник обычно продолжался весь световой день, так что обедать садились при свечах.
Святая вода Крещенская — Когда набирать воду на Крещение — Купание на Крещение
Вода, освященная в Навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой Агиасмой, то есть великой святыней, потому что через наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Благочестивые прихожане стремятся в эти дни запастись святой водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, а, приходя домой, окропляют свои жилища святой водой, сообщая им, таким образом, благодать великого праздника.
В больших городах России специально на реках в преддверии Праздника Крещения специально вырубаются на реках и оборудуются проруби для массового купания верующих.
Нет жестких правил, как надо купаться (окунаться) в проруби на Крещение. Как правило, купание представляет собой троекратное погружение в воду с головой. При этом верующий крестится и произносит «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!». На Руси издревле считается, что купание на Крещение способствует исцелению от различных недугов.