Как жили старики в СССР? Обычно считается, что хорошим показателем уровня жизни в той или иной стране является уровень жизни стариков — так сказать то, как именно живёт одна из самых незащищённых групп населения.
Снимками «радостной жизни» пенсионеров в СССР поделился известный блогер Максим Мирович.
Так вот — с уровнем и качеством жизни пожилых людей в СССР всё было очень и очень плохо. Кто ещё застал СССР, хорошо запомнили этих пахнущих нафталином несчастных бабушек и дедушек — спины которых жизнь сгибала пополам и которые ходили по улицам с выражением бесконечной тоски на лице. Впрочем, это были в основном бабушки — так как дедушки до таких лет чаще всего просто не доживали.
Итак, в сегодняшнем интересном посте — рассказ о нищей жизни стариков в СССР.
Внешний вид советских стариков
Для начала давайте посмотрим, как именно выглядели советские старики. Не будет большим преувеличением сказать, что внешний вид совковых стариков наглядно демонстрировал всю нищету советской жизни — если ещё более-менее молодые люди ещё могли себе позволить хоть как-то одеваться, следить за собой и более-менее прилично выглядеть — то у большинства советских стариков на это не было ни денег, ни сил, ни здоровья.
Типичные советские дедушка или бабушка имели чаще всего плохую, состарившуюся задолго до старческого возраста кожу — это происходило из-за вредной и тяжёлой работы, которую в Стране Советов в отсутствие механизации приходилось делать людям. Это же касалось и зубов — своих зубов у советских граждан не оставалось уже годам к шестидесяти (по современным меркам — это средний возраст), а вместо них был либо страшный так называемый «полный» зубной протез — который на ночь клался в стакан с водой — либо не менее страшные металлические коронки стального либо золотистого цвета. Хороших зубов в СССР не было ни у кого.
Одевались советские старики в мрачные костюмы и платья коричнево-землистых, серых либо чёрных цветов. Старухи носили такие же мрачные платья или верхнюю одежду, вроде плащей и пальто — всё это было куплено ещё в предпенсионные годы относительной молодости и донашивалось потом до гробовой доски. В СССР даже существовал такой отдельный термин купить последний костюм или последнее пальто — подразумевалось, что после этой вещи человек уже не будет покупать шить себе ничего нового (из-за отсутствия денег) и будет носить это до самой смерти. Также были ещё похоронные костюмы и существовала отдельная традиция откладывания денег на похороны (собственные).
Ещё одна отличительная особенность гардероба советских стариков — все эти вещи обычно жутко пахли нафталином, так как в межсезонье хранились в шкафах или сундуках, щедро пересыпанных тем самым нафталином от моли. Хорошо помню этот сладковато-тошнотворный запах советской старости — он появлялся везде, где были старики — в очередях, в транспорте, в столовых, в магазинах. Вся нафталиновая одежда была чинёной-перечинёной и нередко имела вполне узнаваемые заплатки, а если это были брюки — то они были вытерты до блеска.
Хорошей обуви у стариков не бывало в принципе — обычно донашивали старые, купленные ещё в годы работы сапоги, туфли или сандалии — всё это было стоптанным, ободранным, давно потерявшим свой оригинальный цвет и десять раз чинёным. Протектор на подмётках таких сапогов был обычно стёрт, и подошва блестела, как зеркало — для чего сапоги отдавались в ремонт сделать так называемую профилактику — наклеить кусок резины на истёртую от времени подошву, чтобы сапоги не скользили зимой. Существовало также и народное средство для тех же целей — на подошву наклеивался кусок матерчатого пластыря — считалось, что это помогало против скольжения в гололедицу.
Всё то же самое касалось и других бытовых вещей — советские старики жили среди самодельных вязаных варежек, чинёных на лампочках носков, среди ботинок с бечёвками вместо шнурков, отремонтированных с помощью синей советской изоленты очков, среди сгоревших, но потом отмытых и ещё хороших кастрюль, среди сточенных до состояния вогнутости потемневших кухонных ножей и прочего такого — словом, советская старость обрекала человека на нищету в прямом смысле этого слова. Да, с голоду советские старики не умирали — перебиваясь с хлеба на картошку, с картошки на кефир — но ничем другим, кроме нищеты, такое существование назвать нельзя.
Домино и роль стариков в советском государстве
Теперь давайте от внешнего вида советских стариков перейдём к тому, что вообще представляла из себя советская старость. Пенсионный возраст в СССР громогласно именовался «почётным отдыхом» — но на самом деле ничем другим, кроме как «списанием человека в утиль» — это назвать было нельзя.
Ни о какой самореализации в пенсионном возрасте в совке не могло быть и речи — выходя на пенсию, человек фактически изгонялся из профессии и не мог больше ничем заниматься и зарабатывать — любое частное предпринимательство в совке каралось по закону. Если бы какая-нибудь бабушка начала бы печь печенье «хворост» и продавать его возле дома — то её тут же обозвали бы «спекулятнткой», «мироедкой» и могли бы по советским законам упечь в тюрьму — причём донос написали бы скорее всего те же соседи, которые только что с удовольствием хрустели печеньем — «а потому что нечего на нас наживаться, тебе что больше всех надо что ли?»
По сути, советское государство оставляло старикам один выбор — доживать свою жизнь в тихой безысходности, предаваясь бесполезным хобби вроде вязания или игры в домино на лавочке возле подъезда. Ни о каких путешествиях, ни о каких-то там новых занятиях и интересах не было даже и речи — человек в буквальном смысле слова доживал свой остаток жизни, ожидая смерть.
Единственное, чем могли старики заниматься с хоть какой-то отдачей — это вкладывать свои силы в воспитание внуков — но в совке это часто происходило как бы помимо их воли, а просто из-за стеснённых условий жизни — редкие старики в СССР имели собственное жильё, а чаще всего жили в квартире со своими взрослыми детьми и подрастающими внуками, по ходу дела участвуя в их воспитании. Старики имели фактически регламентированные обязанности по дому — готовка обедов, стирка белья (ручная), гуляние с внуком и проверка у него уроков, а также стояние в бесконечных очередях за продуктами — на что уходило по несколько часов в день. В качестве отдыха можно было пообщаться с такими же товарищами по несчастью на лавочке у подъезда или подремать у телевизора под пропагандистские россказни советских дикторов.
Если вдуматься, то это достаточно страшная старость — когда пожилой человек не имеет собственной воли, а живёт со своими родными просто на правах вынужденной домработницы/сиделки. Именно такая роль была предопределена для стариков в советском государстве — несамостоятельные, беспомощные люди, живущие на иждивении и на одной площади со взрослыми детьми и не принадлежащие самим себе.
Норма старости в СССР
В общем, как видите — советские старики в большинстве своём были очень бедными, зависимыми и не принадлежащими себе людьми — всё это происходило от советской нищеты и в целом от того отношения к пожилым людям, которое пропагандировалось советской властью — в совковых песнях вскрикивали «старикам везде у нас почёт», а по факту в пожилом возрасте советский человек оказывался бедным, беспомощным и зависимым существом, унизительной пенсии которого хватало только для того, чтобы не протянуть от голода ноги.
Из-за такой жизни пожилые советские люди переставали ощущать себя женщинами и мужчинами, и часто превращались в какие-то бесполые скандальные существа — я думаю, все вы легко вспомните из своего детства какую-нибудь недобрую бабку, которая вечно шипела на детей, или злющего деда, который писал доносы на всех соседей по подъезду. Выглядели эти старики на всей территории СССР практически одинаково. И что самое страшное — такая старость подавалась в СССР как норма, хотя именно по старикам было наглядно видно, что на самом деле представляет из себя советское государство и чего стоят все эти сказочки о коммунизме…