Уполномоченный по защите государственного языка Тарас Креминь устроил проверку, как в магазинах придерживаются перехода сферы обслуживания на украинский язык после вступления 16 января в силу нормы закона об обеспечении функционирования украинского языка как государственного.
Языковой омбудсмен совершил неофициальный «рейд» по торговым точкам в центре Киева, говорится в сюжете «Украинской правды».
Для «прикрытия» чиновник и сопровождающая его журналистка согласовали «легенду», якобы они супружеская пара, которая отправилась на шоппинг.
В случае, если украиноязычного «мужа» и русскоязычную «жену» отказывались по его просьбе обслуживать на госязыке, Креминь вместо штрафов предлагал продавцам в подарок книжки — самоучитель по украинскому для начинающих и правописание.
Отметим, что омбудсмен во время такой «ревизии» столкнулся с определенными трудностями: хотя некоторые продавцы пытались перейти на украинский и с готовностью обещали его лучше выучить, в других заведениях с ним продолжали говорить на русском языке, или начинали спорить и критиковать норму языкового закона.
Был такой персонаж у Николая Кулиша в его драме «Мина Мазайло» — тетя Мотя из Харькова: «Лучше быть изнасилованной, чем украинизированной»… Уже нас обсуждают в этом магазине очков: «Ходят тут на мове»… И это Киев центр Украины! — де можно услышать такие выражения… — возмущался Креминь после одной из бесед с продавщицей, которая наотрез отказывалась перейти на государственный язык по просьбе покупателя — омбудсмена.
Так, в магазине одежды украинского бренда в ТРЦ Креминь просил продавщицу разговаривать с ним на государственном языке, однако 64-летняя женщина не пожелала этого делать, продолжала говорить на русском и заявила, что украинский прекрасно понимает, но говорить не умеет и учиться не желает, хотя прожила в Украине почти 40 лет.
Между ними состоялся такой диалог:
Не, ну зачем я буду коверкать то, что я не смогу сделать. Если я вам скажу — говорите сейчас на французском? Вы ведь не скажете …
— Я же не во Франции — я в Украине.
— Я не хочу разговаривать о том, что мне не нравится.
— Но есть закон, и он — на моей стороне.
— Где написано, что я должна? Я, во-первых, русская, если уж на то пошло. Я родилась в Кемерово, я выросла в России, просто здесь живу…
— С 16 января сфера обслуживания …
— Хорошо-хорошо, значит будем учить. Но я считаю, что это перегиб. Я считаю, что это насилие по отношении ко мне. Почему я должна разговаривать? Почему вы говорите: «Я хочу, чтоб вы разговаривали»? Я же тоже какие-то права имею.
— Правильно. Я пришел к вам за товаром, говорю — можете мне рассказать …
— Я же говорю, что мне тяжело. Я сразу извинилась, что я не могу на украинском разговаривать.
Видео: Тарас Креминь устроил «рейд» по магазинам в центре Киева для проверки перехода сферы обслуживания на украинский язык
Мы писали, на сколько могут оштрафовать за отказ обслуживать на украинском языке, а также на какие сферы деятельности распространяется данный закон.