Ум существует, чтобы ставить вопросы.Но только вопросы.Он никогда не отечает.И никогда не может ответить.Это вне его.Он не предназначен для этого.Это не его функция.Но он ПЫТАЕТСЯ ОТВЕТИТЬ.Результат — путаница, называемая ФИЛОСОФИЕЙ!Медитация никогда не спрашивает.Но она ОТВЕЧАЕТ.Она есть ОТВЕТ.Потому что она ЖИЗНЬ.Потому что она СУЩЕСТВОВАНИЕ. Не спрашивай, и ответ у тебя.Но почему это так?Это так, потому что вопрошающее сознание — ум — неспокоен, и не-вопрошающее сознание — не ум — безмолвен, тих и покоится в своей таковости.Философия рождается из вопрошания.И религия — не из вопрошающего сознания. Логика — метод философии. И медитация: метод религии.
2. Медитация — это живое искусство
Медитации нельзя научить прямо. Потому что это не механическая техника — но живое искусство.У Дого был ученик по имени Сошин.Сошин долго ждал, когда Учитель станет учить его искусству медитации. Он ожидал уроков, как школьник в школе.Но никаких специальных уроков не начиналось.И это смущало и разочаровывало ученика.Однажды он сказал Учителю: «С тех пор, как я пришел сюда, прошло уже много времени, но я не слышал от Вас ни слова, которое касалось бы сущности медитации».Дого искренне смеялся над этим и сказал: «Да что ты говоришь, мой мальчик? С самого твоего прихода я только и делаю, что даю тебе уроки по этому предмету!»Теперь бедный ученик смутился еще больше!И какое-то время не знал, что сказать.И вот однажды он снова собрался с духом и снова спросил: «А что это могли бы быть за уроки, господин?»Дого сказал: «Когда ты приносишь мне утром чашку чая, я беру ее; когда ты подаешь мне на стол еду, я принимаю ее, и когда ты кланяешься мне, я отвечаю тебе кивком. Как еще ты думаешь учиться медитации?»Сошин повесил голову и стал думать над загадочными словами Учителя.Но на это Учитель снова сказал: «Если ты хочешь увидеть, УВИДЬ, ПРЯМО СЕЙЧАС. Потому что, когда ты начинаешь думать, ты упускаешь самое главное«.
3. В разрыве — медитация
Смотри: вот белая бумага — она содержит рисунок.Ты можешь смотреть на это как на БЕЛУЮ БУМАГУ или как на рисунок.Или слушай безмолвие, которое содержит сонату — ты можешь осознавать БЕЗМОЛВИЕ или сонату.Или думай о пространстве, которое содержит здание — ты можешь осознавать ПРОСТРАНСТВО или здание.Или представь пустой дом — ты можешь воспринимать его как стены или как ПУСТОТУ.Если ты осознаешь рисунок, здание, сонату и стены, ты в уме — но если ты осознаешь белую бумагу, или безмолвие, или пространство, или пустоту, тогда ты в МЕДИТАЦИИ.
4. Медитация — не размышление, но жизнь
Думать — необходимо, но не достаточно.Еще нужно уметь ЖИТЬ.Иначе ты становишься как упомянутый Сереном Кьеркегором философ, который строит прекрасный дворец, но обречен не жить в нем — у него есть лачуга рядом с тем, что он выстроил для других, включая себя — чтобы смотреть!Медитация не размышление — но жизнь.Живи ею ежедневно — миг за мигом; то есть живи в ней или позволь ей жить в тебе.Она не какое-нибудь потустороннее или-или — потому что все такие разграничения от ума — они умозрительны и не экзистенциальны.А медитация экзистенциальна.Она не что иное как опыт обыденной жизни — прожитый полностью.Когда Менциус говорит — «Истина рядом, а люди ищут ее далеко», — он имеет в виду ЭТО.Или, когда Токусана спрашивает о ней, он отвечает: «Когда ты голоден, ты ешь, когда испытываешь жажду, ты пьешь, и когда ты встречаешь друга, ты приветствуешь его». Он имеет в виду ЭТО.Или, поет Хо Койн:»Как чудесно как таинственно!Я несу дрова, я набираю воду».Он тоже имеет в виду это.И когда ты рядом со мной, что бы я ни говорил, я всегда имею в виду ЭТО.Или я могу ничего не говорить — но и тогда тоже я всегда имею в виду ЭТО.
5. Познай себя — как ты есть
Человек всегда чувствует нехватку.Потому что он желает, не зная самого себя.Потому что он желает стать чем-то, не зная, кто он есть.И это абсурд.СНАЧАЛА НУЖНО УЗНАТЬ, КТО ТЫ ЕСТЬ.Иначе — страдание.Становление есть страдание.Потому что оно — постоянное напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть.А также жажда невозможного.Потому что только ТО может быть, что ЕСТЬ.Поэтому познай себя — как ты есть.Без всяких идеалов.Без всяких оценок.И безо всякого осуждения.Иди вглубь себя безо всякого желания стать.Потому что ТОЛЬКО ТОГДА ты сможешь познать себя.Открой себя, не согласно кому-то еще, но как ты есть.Открой факт.Открой реальность.В ее тотальной наготе.В ее тотальной подлинности.Будь просто свидетелем этому.И тогда — совершенно иное качество жизни.Качество ПУСТЬ БУДЕТ.Тогда ты полностью расслаблен.И всякое цветение — в расслабленности.И всякое благословение.
6. Осознай свои маски
Джон Бэрроуз вспоминает: «Однажды мой сын убил то, что, как сказал ему старый охотник, было псевдоуткой. Она выглядела как утка, вела себя как утка, но когда попала на стол — надула нас!»Не забывай делать четкое различие между твоим Я и твоим псевдо-Я — масками.Иначе в конце концов все они надуют тебе!
7. Эго есть неведение
Эго необходимо и для ощущения боли, и для чувства удовольствия.А также наоборот.Потому что ощущение боли и чувство удовольствия также необходимы для существования эго.Фактически, и то, и другое — две стороны одной монеты.Имя этой монеты — НЕВЕДЕНИЕ.Пойми это.И не борись с эго.Или с болью и удовольствием.Потому что, пока не уйдет неведение, они не уйдут — они не могут уйти.И ты не можешь бороться с неведением.Потому что неведение — это просто отсутствие ЧЕГО-ТО.ОТСУТСТВИЕ ТЕБЯ.Поэтому присутствуй при своем невелении.Осознай его.И ТОГДА будешь ты, и неведения НЕ БУДЕТ.Потому что ты и неведение не можете существовать одновременно.Так же, как свет и тьма.
8. Жизнь продолжается — вечное течение
Жизнь продолжает течь.Она не ждет.Но ум думает, и на это уходит время.Существовать — не нужно никакого времени!Но думать — время необходимо!В существовании — никакого времени нет.Оно появляется только благодаря уму и его умствованию.Существование существует не во времени, но в ВЕЧНОСТИ.Оно существует в вечном СЕЙЧАС.Нет ни прошлого, ни будущего.Но только НАСТОЯЩЕЕ.Или даже не ОНО.Потому что без прошлого и будущего бессмысленно называть его НАСТОЯЩИМ!Не живи из ума.Иначе всегда будешь в хвосте.Потому что жизнь никогда не ждет тебя и твой так называемый ум.И поэтому уму всегда кажется, что что-то упускается.Потому что он всегда упускает саму жизнь!
***
Однажды Учитель сказал ученикам: «Если вы произнесете хоть слово, тридцать ударов моей палки ваши. Но если не произнесете ни слова — то же самое — тридцать ударов моей палки. ТЕПЕРЬ — ГОВОРИТЕ, ГОВОРИТЕ!»Один ученик вышел вперед, и когда он собирался склониться перед Учителем, тот ударил его.Ученик стал протестовать: «Я не должен был сказать ни единого слова, и Вы не позволили мне не говорить. За что вы меня бьете?»Учитель рассмеялся и сказал: «Если бы я стал ждать тебя и твою речь или молчание — БЫЛО БЫ СЛИШКОМ ПОЗДНО, А ЖИЗНЬ НЕ МОЖЕТ ЖДАТЬ».
9. Жизнь- проповедь
Жизнь — проповедь.И существование поучает на свой лад.Но всегда косвенно.И в этом его красота.Гармония в природе дает, без всякой цели, урок соразмерности в жизни.Взгляни на летящуу птицу — и ты войдешь в медитацию без всякого усилия.Или вслушайся в ее песню, и твое сердце двинется за ней без всякого повода.И когда с твоей стороны нет никакого усилия, медитация идет глубоко и преображает тебя вдруг.И когда нет никакого повода и ты движешься — это движение в Боге.
10. Жизнь — не теория, но тайна
Жизнь — это движение.Процесс.Текучесть.Но идеи отвердевают.Таким образом, они также становятся анти-жизнью.Становятся мертвыми блоками.Не оставайся с ними.ДВИГАЙСЯ.И не бойся непоследовательности.Потому что жизнь — не силлогизм.Жизнь — не теория.Но — ТАЙНА.Некто спросил Муллу Насреддина: «Мулла, сколько тебе лет?»»Сорок».»Но ты говорил это в прошлый раз, когда я спрашивал тебя, пять лет назад!»»Да, я всегда был последователен и всегда стою на том, что сказал».
11. Медитация — это праздность
Жизнь без медитации похожа на зимний пейзаж.Когда солнце скрылось.Цветы замерзли.И ветер шуршит сухими листьями.И все это знают.Потому что все живут таким образом.Хотя никто не нуждается в том, чтобы жить таким образом.Но почему это так?Это так потому, что нужды жизни требуют занятого ума, а медитация означает праздность.Мы приучаем себя быть занятым и потом забываем, что иногда нуждаемся в праздности, чтобы узнать экстаз абсолютного существования.Нужноо быть совершенно пустым внутри; потому что только тогда ты ХОЗЯИН, встречающий Божественного ГОСТЯ.
12. Почтительность — сущность медитации
Однажды Лин-чи спросили: «В чем сущность медитации?»Лин-чи опустился со своего сиденья и, схватив спросившего за грудки, дал ему пощечину и отпустил его.Спросивший, конечно, остался на месте, ошеломленный.Тогда Лин-чи рассмеялся и сказал ему: «Почему ты не кланяешься?»И это пробудило его от мечтаний, и, когда он начал кланяться Учителю, он впервые ощутил вкус медитации!Пожалуйста, читай это снова, и снова, и снова — и если ты не ощутишь тот же вкус, дай самому себе пощечину, и после засмейся, и поклонись самому себе, и тогда ты ощутившь тот же вкус — обязательно!
13. Существовать бессловесно — медитация
Слово — это не вещь.Слово БОГ — это не БОГ.Но ум предпочитает накапливать слова, слова, слова.И вот слова становятся барьером.УВИДЬ это как факт внутри себя.Можешь ли ты увидеть что-нибудь без слов?Можешь ли ты почувствовать что-нибудь без слов?Можешь ли ты прожить хотя бы мгновение без слов?Не размышляй, но увидь.И тогда ты будешь в медитации.Существовать бессловесно — значит быть в медитации.
14. Будь так, словно тебя нет
Путь медитации выше «я».Его основа — капитуляция.Отдай «я» своему собственному НЕ-Я.Стань — БУДЬ так, словно тебя нет.О! Благословение, когда просто оставляешь все НЕ-Я!Будда называл этот феномен АНАТМА, или АНАТТА (НЕ-САМОСТЬ).Нужно превратить себя в куклу в руках НЕ-Я.И тогда все начинает течь естественно.И спонтанно.Так же, как река, текущая к морю.Или как облако, блуждающее в небе.Лао-Тцы говорит, что это — ДЕЛАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ НЕДЕЛАНИЯ!Ты перестаешь быть хозяином самого себя и становишься орудием неизвестного.И как это бессмысленно — быть хозяином самого себя!Потому что нет никого, кто был бы таким.Не исследуй, и ты будешь продолжать верить в это.Исследвуй — и нигде не найдешь этого.«Я» существует только в неведении.Оно есть НЕВЕДЕНИЕ.В ПОЗНАНИИ есть не-я.Потому что есть не-познающий.ИБО ПОЗНАНИЕ САМО-ДОСТАТОЧНО.
15. В оснознавании нет «Я»
Ты не можешь убежать от «я».Потому что ТЫ есть «я».Как ты можешь убежать от него?Это все равно что бежать от собственной тени, и все твои попытки будут тщетны.Лучше ОСТАНОВИСЬ И УВИДЬ ЕЕ.Вглядись в нее.Осознай ее.ОБЕРНИСЬ ЛИЦОМ К ТЕНИ — и тогда, где она?На самом деле, ее никогда не было.Ты создал ее НЕ-ОБРАЩЕНИЕМ К НЕЙ.И ты усилил ее БЕГСТВОМ от нее.И не настало ли время СЕЙЧАС прекратить ИГРУ?
16. Порочный круг желания
Один монах спросил Дайшу Экай: «Что такое нирвана (абсолютная свобода)?»Учитель ответил: «Не ввязываться в порочный круг рождения — и — смерти или удовольствия — и — боли — величайшая нирвана».»А что такое порочный круг рождения — и — смерти и удовольствия — и — боли?»Учитель сказал: «Желать нирваны!»
***
ТЕПЕРЬ молчи и ПОЧУВСТВУЙ, что такое ЖЕЛАТЬ НИРВАНЫ.И помни, что я не говорю: ПОДУМАЙ об этом.Потому что думать — значит упустить это.ПОЧУВСТВУЙ.ПОЧУВСТВУЙ.ПОЧУВСТВУЙ.
17. Медитация — с прыжком в неизвестность
Ученик Ринзая встретил на мосту через реку трех человек. Один из них спросил его: «Как глубока река медитации?»«Выясни это сам», — ответил тот и попытался сбросить спросившего с моста.Но, к несчастью, человек вдруг вырвался от него и убежал.
***
Если ты встретишь человека, которыый может сбросить тебя в реку, лови шанс быть сброшенным!И ты встретил такого человека.Теперь ПАДАЙ.
18. Свидетельствование — медитация
«Как человек может научиться познавать самого себя?» — спрашивает Гете.И потом отвечает: «Никогда через размышление, но только посредством действия». Джон Бэрроуз сомневается в этом. Он говрит: «Не является ли это полуправдой? Потому что свои силы действия можно познать только действием, а силы мысли — мышлением».Но я говорю, что человек всегда больше, чем все его действия и все его мысли.И пока это БОЛЬШЕ не познано, никто не знает себя.И это БОЛЬШЕ не может быть познано ни действием, ни размышлением.Потому что они оба принадлежат периферии, а это БОЛЬШЕ вечно — ЦЕНТР.Оно может быть познано только свидетельствованием как действия, так и мысли — не ими, но свидетельствованием о них.И СВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЕСТЬ МЕДИТАЦИЯ.
19. Медитация — универсальных ключ
Медитация — универсальный ключ.Она может отворить двери бесконечного.И открыть тайну неизвестного.Но нельзя ничего достичь просто владея ключом — и не пользуясь им.
***
Идриш Шах раассказывает дервишскую историю:Жил некогда мудрый и очень богатый человек, и у него был сын. Он сказал ему: «Сын мой, вот драгоценный перстень. Храни его как знак того, что ты мой наследник, и передай его своему потомству. Он обладает большой ценностью, прекрасен на вид и, кроме того, может открыть некую дверь к богатству».Несколько лет спустя у него родился второй сын. Когда он подрос, мудрец дал ему другой перстень и повторил свои наставления. То же случилось с третьим, последним сыном.Когда Старец умер, и сыновья один за другим выросли, каждый из них стал претендовать на первенство, поскольку владел одним из перстней. Никто не мог с уверенностью сказать, какой из них самый ценный.Каждый сын приобрел сторонников, заявляющих о большой красоте и ценности именно ЕГО перстня.Но странным было то, что «ДВЕРЬ К БОГАТСТВУ» оставалась запертой для владельцев ключей и их ближайших приверженцев.Все они были слишком заняты проблемой первенства, обладанием перстнем, его ценностью и внешним видом.Только немногие искали дверь в сокровищницу Старца. Однако перстни имели к тому же волшебное свойство. Хотя они были ключами, для того, чтобы открыть дверь в сокровищницу, их не нужно было использовать прямо. Достаточно было смотреть на них без ссор или слишком большой привязанности к одному из их свойств. И тогда люди, которые сделали так, могли сказать, где находится сокровище, и могли открыть его, просто обведя перстнем по контуру. Сокровище тоже обладало особым свойством: оно было неисчерпаемым.Тем временем сторонники трех перстней повторяли рассказы своих предков о достоинствах перстней, каждый немного по-своему.Первые думали, что они уже нашли сокровище, поскольку у них есть ключ!Вторые полагали, что оно является аллегорией, и этим утешали себя!И третьи относили возможность открытия двери к отдаленному и едва вообразимому будущему, и поэтому им нечего было делать в настоящем.
***
Ты тоже можешь легко оказаться в одной из этих групп; потому что начинающему поиск всегда грозит опасностью попасться в одну из этих трех ловушек.На самом деле, это три основных трюка, которые ум может сыграть, чтобы спасти себя от медитации.Поэтому берегись этих старых трюков.
20. Жизнь есть игра — лила
Существование существует, чтобы существовать.Так же и жизнь.В ней нет смысла помимо самой себя.Поэтому не постулируй никогда никакого смысла; иначе жизнь будет казаться тебе бессмысленной.Она не бессмысленна и не может быть таковой, потому что в ней вообще нет смысла!Самый поиск смысла гадок и отвратителен.Потому что он исходит от человеческого утилитарного ума.Существование просто ЕСТЬ.Так же и ЖИНЬ.В ней нет цели.И у нее нет конца.О! ПОЧУВСТВУЙ ЭТО.ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС.Прошу, не применяй это практически, потому что это путь утилитарного ума!И не относись к этому серьезно, потому что это путь утилитарного ума!Будь ИГРИВ, и только ТОГДА ты узнаешь игривость вселенной.И знать это — значит быть религиозным.
21. Тайна пустоты
Мы обосновываемся там, где никакое обоснование невозможно.Мы обзаводимся домами, хотя бездомность — сама сущность нашего сознания.О! Мы продолжаем делать вещи, которые невозможны.И потом страдаем.Но никто другой в этом не виноват.Мы сражаемся с ПУСТОТОЙ и терпим поражение.Не потому, что ПУСТОТА сильнее нас.Но потому, что наоборот.Теперь встань и сразись с пустым пространством комнаты, чтобы узнать и почувствовать совершенную глупость человеческого ума!И потом сядь и РАССМЕЙСЯ над самим собой.И когда смех затихнет, молчи и смотри внутрь.И тогда тебе откроется глубокая тайна: тайна, что ПУСТОТА не только СНАРУЖИ, но и ВНУТРИ тоже!
22. Прими незащищенность — блаженно
В жизни нет безопасности.Потому что жизнь не может существовать ИНАЧЕ, ЧЕМ КАК НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ.Поэтому, чем более ты защищен, тем менее живым ты становишься.Смерть — свершенная безопасность.Поэтому никогда не ищи безопасности, поскольку тогда ты ищешь смерти.Жить полностью в экстазе никогда не требует безопасности.Прими незащищенность блаженно.И когда ты примешь ее, ты узнаешь, что у нее есть своя красота.Перед могилой Муллы Насреддина была громадная деревянная дверь, запертая на засов.Никто не мог пройти к могиле. ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, ЧЕРЕЗ ДВЕРЬ. В качестве своей последней шутки Мулла завещал, чтобы ВОКРУГ НЕЕ НЕ БЫЛО СТЕН…О! То, что Мулла сделал со своей могилой, каждый делает со своей жизнью!При этом БЕССОЗНАТЕЛЬНО!Если ты тоже желашь делать так — ДЕЛАЙ ЭТО, ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ, СОЗНАТЕЛЬНО!Ибо я знаю — сознательно ты не сможешь делать этого.Не только ты — никто не сможет делать этого.Потому что никакую глупость нельзя сделать с собой сознательно!
23. Жизнь вверх тормашками
В этом мире все вверх тормашками.И тому, кто медитирует, нужно будет все перевернуть правильно.Не нужно стараться познать жизнь, но познать смерть, и тогда все тайны жизни откроются тебе.Или, не нужно думать, и тогда познаешь истину.Или, не нужно искать безопасности, и тогда исчезнет всякая незащищенность.Бунан говорит в одном стихотворении:»Пока живешь,Будь покойником,Будь совершенно мертвым -И тогда делай что хочешь.Потому что тогда все прекрасно».
24. Мышление — это болезнь
Токусан говорит: ты не можешь купаться в куске льда.И ты не можешь жить в застывшем сознании.И что такое ум, кроме этого!ВОЙДИ И УЗНАЙ.Не спрашивай никого.Не обращайся к писаниям.ВОЙДИ И УЗНАЙ.Не думай об этом.Ибо это АБСУРД.Как ты можешь думать наперекор уму?Ибо любые выводы мышления могут только усилить ум.Не думай.Потому что мышление — узда, остановка и замерзание.Мышление — это болезнь.ВОЙДИ И УЗНАЙ — немедленно.Минута размышления — и ты опять в старой колее.Минута размышления — и ты так далеко от РЕАЛЬНОГО, насколько это возможно.
25. Привязанность — это ум — рабство
Не привязывайся ни к вещи, ни к идее.Потому что привязанность — это рабство.Даже если привязан к идее освобождения — Мокши или Нирваны — станешь рабом.С привязанностью медитация невозможна.Потому что привязанность — это ум — рабство.И не-привязанность — это медитация — свобода.
***
В КНИГЕ АМУ ДАРЬИ есть старая суфийская притча:»Жила некогда обезьяна, которая очень любила вишни.Однажды она увидела аппетитную вишню и слезла с дерева, чтобы взять ее. Но оказалось, что ягода лежит в прозрачной стеклянной бутылке. И чтобы взять ее, обезьяне нужно было сунуть руку в бутылку. Сделав это, она схватила вишню, но тут обнаружила, что не может вытащить кулак с зажатой в ней вишней, так как он был шире, чем горлышко бутылки.А все это было подстроено, и вишня в бутылке была ловушкой, которую сделал охотник за обезьянами, который знал, как обезьяны думают!Услышав повизгиванье обезьяны, пришел охотник, и обезьяна хотела убежать. Но поскольку ее рука, как она думала, застряла в бутылке, она не могла двигаться достаточно быстро, чтобы спастись.Но, КАК ОНА ДУМАЛА, вишня все еще оставалась у нее; и она утешала себя этим. Но охотник схватил обезьяну и резко ударил ее по локтю, так что ее хватка внезапно ослабела, и рука выпустила ягоду. Теперь обезьяна снова была свободна, но поймана. Охотник использовал бутылку и вишню, и все же они остались у него!»
***
Этот обезьяний способ думать — это способ, которым думает и ум!И в конце, когда смерть-охотник приходит, каждый оказывается пойман в своей собственной бутылке!Помни это, чтобы, когда пришел охотник, твоя рука не была в бутылке!
26. Алогичный и иррациональный прыжок в неизвестное
Ум живет в логическом сомнамбулизме.Он питается аргументами.И словами.Ты не можешь выйти из этого постепенно.Или логически.Или рационально.Лучше сделай ПРЫЖОК.Алогичный и иррациональный.И прыжок не может быть никаким другим.Он не может быть расчитан.Или концептуализирован.Или предопределен.Потому что это выход в неизвестное.И незакрепленное.И непредсказуемое.И, в конечном счете, не только в неизвестное, но и в НЕПОЗНАВАЕМОЕ.
27. Медитация означает жить в неизвестности
Не верь в мышление.Потому что это величайший из всех предрассудков.Но хорошо замаскированный.Потому что он выдает себя за антипредрассудок.Мышление — это всего лишь пыль в слепом уме.Потому что ты не можешь думать того, чего не знаешь!И нет нужды думать то, что ты уже знаешь!И неожиданная встреча — всегда с НЕИЗВЕСТНЫМ.Неизвестное повсюду.И мышление — всегда в известном и об известном. И ты никогда не можешь войти в контакт с неизвестным через известное.Поэтому ОТБРОСЬ известное и войди в контакт с неизвестным.И это то, что я называю — медитация.
28. Медитация — величайшее искусство
Новый мир, который открывается в медитации, — это не что-то, добавляющееся извне. Он всегда был — здесь. Он — в самом БЫТИИ. Он — само БЫТИЕ. Можно знать его или нет, но он здесь. Разумеется как СЕМЯ, как возможность. Нужно сделать его РЕАЛЬНЫМ — вот и все. Поэтому, когда он открывается — когда он расцветает — ты громко смеешься, потому что он всегда был здесь и ты ничего не знал о нем.Работа медитатора подобна ваянью. Потому что так же, как скульптор, высекающий фигуру, скрытую глубоко в массе инертной материи, медитатор преображает собственные инертные возможности в живые, динамичные и сознательные создания. Разумеется, здесь творец, и творение, и орудие творчества — не разное, но ОДНО. Потому что медитатор сам является ВСЕМ. И это причина, из-за которой я называю медитацию величайшим искусством.
29. Существование само по себе есть жизнь вечная
Все формы существования конечны.Все формы.На самом деле, иметь форму — значит быть ограниченным.Но существование безгранично.Потому что только бесформеность может быть безграничной.И существование есть бесформенность.И поэтому оно может принимать любые формы.Но принять форму каким бы то ни было образом означает впустить смерть.Потому что форма — это смертный приговор.Тогда как существование — это вечная жизнь.Не отождествляй себя с формой.Это отождествление рождает страх смерти.Фактически, всякий страх.Помни о БЕСФОРМЕННОСТИ.И ты познаешь бессмертие.Потому что ТОГДА ты будешь ИМ.
30. Существование существует вне пользы
Вселенную мало что заботит, кроме игры.Но человек в своей жизни едва ли делает что-нибудь, кроме работы.И по этой причине все становится вверх тормашками.Отсюда агония.Закон — ДАО Вселенной есть игра — ЛИЛА.И закон человеческого разума — работа.Потому что разум не может думать вне пользы.Но существование существует вне пользы.Медитируй на этом разрыве, и ты отыщешь мост.И этот мост необходим.Потому что ты не можешь существовать без работы.А существовать только ради работы невыносимо и убийственно.Медитативный человек работает, чтобы иметь возможность играть, — причиной его работы является ИГРА.И немедитативный человек играет, чтобы иметь возможность работать, — причиной его игры является РАБОТА.
31. Люби быть один
Люби быть один.Одиночество — это храм Божественного.И помни, что нет иного храма.
32. Понимание — не из интеллекта, но из бытия
У меня нет определенной доктрины или философии.Нет системы понятий.Или умозрительных формул.Но лишь некоторые иррациональные способы, посредством которых я могу столкнуть тебя в неизвестное.Я не верю ни в какие теории.И ни в какие системы мысли.Но у меня есть вера в некоторые экзистенциальные ситуации, посредством которых я могу бросить тебя в неизвестное.Интеллектуальное понимание — это вовсе не понимание.Это лишь обман.Понимание — это всегда понимание целого, всего бытия.Интеллект — это всего лишь часть, и к тому же слишком маленькая.Но он выдает себя за ЦЕЛОЕ.И вследствие этого производит все виды глупости.Не отождествляй себя со своим интеллектом.Раствори его в целом своего БЫТИЯ.И тогда ты узнаешь, что такое понимание.И блаженство, и экстаз, которые неизбежно следуют за ним.
33. Не-ум — это дверь к Божественному
В уме есть конфликт.Всегда.Потому что ум не может существовать без конфликта. Он получает силу через конфликт.Даже война против конфликта есть конфликт.А борьба за то, чтобы выйти за пределы ума, есть КОНФЛИКТ.И борьба за то, чтобы выйти за пределы ума, есть УМ. УВИДЬ это глубоко и сразу.И без повода.Словно ты натолкнулся на улице на змею.И — ПРЫЖОК.Тогда это не так, что прыгаешь ты.Прыжок совершается сам собой.Без усилия.И без конфликта.И когда это происходит, есть не-ум.И НЕ-УМ — это дверь к Божественному.
34. Кристаллизация бытия через осознание
Есть напряжение.Быть сознательно сознательным — значит испытывать напряжение.Это происходит не из-за сознания, но из-за ЧАСТИЧНОСТИ сознания.За так называемым сознанием всегда стоит бессознательное.Эта ситуация рождает напряжение.Потому что это рождает дихотомию.Двойственность.И отсюда — напряжение.Потому что бытие разделяется, а ОНО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗДЕЛЕННЫМ — отсюда напряжение.Неестественность ситуации — коренная причина этого напряжения и, тем самым, всякого напряжения. Из того, что ты не ИНДИВИД, то есть НЕДЕЛИМОСТЬ, следует напряжение.И невозможно по-настоящему расслабиться, если ты не ЕДИН.Или быть полностью бессознательным, как в глубоком сне без сновидений, и тогда нет напряжения.Или же быть полностью сознательным, и тогда ты в состоянии не-напряжения.Ибо целое никогда не может быть напряженным.И этому ЦЕЛОЕ — СВЯТО.Но впадение в глубокий сновидный транс — это всего лишь бегство от проблемы, и к тому же лишь на короткое время.Потому что скоро ты вернешься назад.И ХУЖЕ.Потому что такие бегства не создают моста между сознательным и бессознательным; но, напротив, еще больше увеличивают разрыв.Ты становишься расщепленным и шизофреничным.Поэтому всегда осознавай ум, поскольку он пытается самыми разными способами найти утешение в бессознательных состояниях — с помощью химических препаратов, аутогипнотических средств и т.д.Начни осознавать что-либо, что обычно происходит бессознательно.Например, гнев, ревность или гордость.И твое сознание углубится.Действуй сознательно.Даже в повседневных делах будь сознателен.Например, совершая прогулку, принимая пищу или разговаривая.И твое сознание расширится.Будь начеку, когда думаешь.Не позволяй ни одной мысли пройти незасвидетельствованной.И тогда, наконец, происходит взрыв — и ты становишься полностью сознательным, и за этим нет никакого бессознательного.И, когда это случается, ты ЕДИН.И быть ЕДИНЫМ означает молчать.Это молчание — вне времени и пространства.Потому что оно вне двойственности.
35. Напряжение и болезнь обусловлены локализацией сознания
Ум — это локализация сознания.И оно может быть локализовано в любой части тела.Обычно мы локализуем его в голове.Но другие культуры и другие цивилизации в прошлом испытывали также и другие части тела.И на других планетах есть существа, у которых другие части тела выполняют работу головы.Но какая бы часть тела ни избиралась, локализация сознания означает его замораживание.И всякий раз, когда оно прекращает течь свободно, как ему необходимо, оно перестает быть СОЗНАНИЕМ В СВОЕЙ ТАКОВОСТИ.А медитация означает сознание в своей таковости.Поэтому позволь сознанию заполнить все тело.Позволь ему течь как угодно в цельности твоего бытия.А ты испытаешь чувство живости, которое никогда не дано узнать и почувствовать локализованному сознанию.Всякий раз, когда есть локализация сознания, часть, в которой происходит локализация, становится напряженной и больной; и остальное тело становится мертвым грузом.Но с медитативным и текучим сознанием все полностью изменяется.Все тело становится живым, восприимчивым и сознающим.И, следовательно, невесомым.Тогда нет центра для существования и накапливания напряжений, потому что они не могут существовать без застывших блоков сознания.Текучее, движущееся сознание вымывает их постоянно, каждый момент.И когда все тело живое, только тогда ты начинаешь чувствовать Космическое Сознание повсюду вокруг тебя.Как может застывшее сознание, и к тому же окруженное мертвым телом, чувствовать Космическое?
36. Медитируй на смерти
Жизнь становится более подлинной, сталкиваясь со смертью лицом к лицу.Но мы всегда стараемся игнорировать факт смерти.И поэтому жизнь становится псевдо и якобы.И хуже смерти.Потому что подлинная смерть тоже имеет свою красоту.Тогда как псевдожизнь просто омерзительна.Медитируй на СМЕРТИ — потому что нет иного способа познать ЖИЗНЬ, кроме как стать лицом к лицу со смертью.И она везде.Там, где есть жизнь, есть и смерть.Они являются, фактически, двумя аспектами одного и того же явления.И тот, кому удается познать это, превосходит их обеих. И только в этом превосходстве — полный расцвет сознания.И экстаз БЫТИЯ.
37. Ум означает двойственность. Медитация означает единство
Ум означает двойственность.А медитация — единство.В Дзене это называется «Один меч».
***
Кусуноки Масашиге пришел в дзенский монастырь, только что встретив несметную армию Ашикаги Таканджи, и спросил Учителя: «Когда человек находится на распутье дорог, между жизнью и смертью, как он должен себя вести?»Учитель ответил: «Отсеки свой дуализм, и пусть ОДИН МЕЧ встанет безмятежно сам против неба!»
38. Оставайся довольным вещами как они есть
Выбор — главная причина всех мук.Выбирай — и ты всегда выберешь ад.Даже если ты выбираешь небо!И кто выберет ад — прямо?Но все живут в аду!О! ЛОВУШКА!Небесные врата ведут в ад!И что тогда делать?АБСОЛЮТНО НИЧЕГО.Потому что, не делая ничего, ты можешь оставаться довольным всеми вещами КАК ОНИ ЕСТЬ — и ты постучал в нужную дверь, и даже без стука!
39. Бог всегда здесь и сейчас
Человек может знать только то, чем Бог не является.Знать, что такое Бог, невозможно, потому что здесь начинается область БЫТИЯ.Ты не можешь познать Бога, но ты можешь БЫТЬ.И только в этом измерении возможно познание.Но это ПОЗНАНИЕ совершенно отлично от всех наших других познаний.Потому что в этом ПОЗНАНИИ нет ПОЗНАЮЩЕГО.И нет ПОЗНАВАЕМОГО.Но только ПОЗНАНИЕ.И поэтому в этом измерении Познание и Бытие — одно.Нет даже ЗНАНИЯ.Потому что знание мертво — и значит, это вещь.Кроме того, знание — всегда о прошлом.А Бог — никогда в прошлом.Ни в будущем.БОГ ЕСТЬ СЕЙЧАС.Всегда СЕЙЧАС.И ЗДЕСЬ.И всегда ЗДЕСЬ.Закрой глаза и УВИДЬ.И потом открой глаза и УВИДЬ. И потом не закрывай глаза и не открывай, и УВИДЬ.
40. Открытие того-что-есть
Прошлого нет.И будущего тоже.Но ум существует между этими двумя не-существованиями.И отсюда — страдание.Жить в уме значить жить в страдании.В агонии и в аду.Ум — это ад.ВНЕЗАПНО Осознай ЭТО.И тогда — новое открытие.Открытие НАСТОЯЩЕГО.Открытие ТОГО-ЧТО-ЕСТЬ.И настоящее — это единственное существование.Существование с большой буквы.БУДЬ в нем — и ты свободен.ЖИВИ в нем, и — блаженство.
41. Открой свои внутренние двери и окна
Не будь замкнутым во Вселенной.Открой все свои двери и окна.И позволь всему свободно входить и выходить, входить и выходить.Потому что только тогда ты будешь способен воспринять истину.
42. Прорыв — к медитации
Ничто великое никогда не совершалось в здравом уме.То есть без прорыва сквозь обычный уровень сознания.И освобождения скрытых сил, лежащих глубоко внизу.И проникновения в сферу, которая высоко вверху.И это может быть неверным по отношению к любой другой великой вещи, но абсолютно верно, когда это касается медитации.Медитация означает БЕЗУМИЕ — разумеется, с методом!
43. Медитация требует понимания — не усилия
Медитация требует понимания, а не усилия.Потому что существенно понимание — не усилие.И всегда помни, что нельзя заменить понимание никаким усилием.Но что я имею в виду под пониманием?Под пониманием я имею в виду жить естественной жизнью.Конечно, ты не можешь пытаться быть естественным.Это самопротиворечиво.Ты можешь быть естественным — но ты не можешь пытаться быть естественным.Ты понимаешь это?
***
Судзуки рассказывает:Однажды монах спросил одного из старых китайских учителей: «Что такое ПУТЬ?»Учитель ответил: «Естественное, обычное и есть путь». «Как, — продолжал монах, — я могу прийти в согласие с ним?»»Когда ты ПЫТАЕШЬСЯ быть в согласии с ним, — сказал Учитель, — тогда ты СБИВАЕШЬСЯ с него».
***
Означает ли это, что нужно НЕ пытаться?Нет — потому что это тоже способ пытаться!Конечно, не прямо, но все же целенаправленно.Это тоже не поможет.Но просто УВИДЬ дилемму отчетливо, и ты будешь вне ее.НУ, КАК?
44. Медитация — за пределами знания
Медитация — за пределами знания.Ты можешь БЫТЬ ЕЮ — но ты не можешь знать ее.Всякое знание поверхностно.Оно всегда — только знакомство с внешним.Оно всегда О вещи.Но никогда — САМА вещь.
***
Когда китайский император Ву пришел к Бодхидхарме, он спросил Учителя: «Какова окончательная святая истина?»Бодхидхарма засмеялся и сказал: «Ничто не свято, господин, и истина есть ПУСТОТА».Ву, разумеется, был ошеломлен, но он снова спросил: «Кто тогда тот, кто сейчас стоит передо мной?»Бодхидхарма просто сказал: «Я НЕ ЗНАЮ!»
***
Видишь ли ты красоту этого?И истину?И невинность?И святость?И полноту?И абсолютную окончательность?
45. Что такое медитация?
Ум означает сознание где-то.Сосредоточенное.Сфокусированное.И напряженное.Медитация означает сознание нигде.И когда оно НИГДЕ — оно ВЕЗДЕ.Рассредоточенное.Несфокусированное.И не-напряженное.Ум по самой своей природе — агония.Медитация — ЭКСТАЗ.Не обращайся с сознанием, как с котом на веревочке.Такое обращение, или третирование, и создает ум.Сознание должно быть предоставлено самому себе.Двигаться совершенно свободно.И БЫТЬ в согласии со своей природой.Не локализуй его.Не расчленяй его.Это сущность моего учения о не-учении.Сохраняй абсолютную текучесть своего сознания, и тогда тебя не будет.И когда ТЕБЯ нет, и есть только СОЗНАНИЕ, тогда впервые двери Божественного открыты для тебя.
Медитации
“Пение в чакры”
Примите удобное положение сидя, стоя или лежа. Расслабьте тело. В соответствии со стадиями в музыке концентрируйтесь на каждой из семи чакр, начиная с первой, в районе промежности, и заканчивая седьмой — на макушке головы. Повторите еще два раза. Отдохните лежа.
Во время концентрации пойте монотонным звуком, произвольно меняя частоту и громкость пения в зависимости от чакры, на которую концентрируетесь. Также вы можете произвольно менять последовательность чакр. В этом случае рекомендуем: начинать концентрацию на первой чакре, а заканчивать концентрацию на “анахата-чакре” в области сердца.
Эта техника может научить вас увидеть те энергетические свойства нашего внутреннего существа, за которые отвечают чакры. Также вы можете почувствовать, что различные качества вашего голоса могут влиять на чакры, либо концентрация на чакре может изменять ощущение вашего голоса. В ежедневной жизни влияние чакр на ваш голос может зависеть от ситуации, в которой вы находитесь. Наблюдайте этот процесс и вы сможете менять ситуацию “тембром” своего голоса.
“Дыхание в чакры”
Примите удобное положение стоя, сидя или лежа. Расслабьте тело. В соответствии со стадиями в музыке концентрируйтесь на каждой из семи чакр, начиная с первой, в районе промежности, и заканчивая седьмой — на макушке головы. Затем медленно, в течение пары минут, верните внимание на первую чакру. Расслабьте внимание.
Повторите этот цикл еще два раза. Отдохните лежа. Во время концентрации дышите часто и глубоко, повышая частоту дыхания при переходе на более высокую чакру. Вы можете сопровождать медитацию различными движениями тела, позволяя телу реагировать на то, что вы переживаете.
Периодическое выполнение этой техники позволит вам обнаружить в себе скрытые качества, соответствующие чакрам. Постепенно вы сможете определять, какому из семи уровней соответствует то, что вы воспринимаете в своей повседневной жизни или во время уединения. Возможно, что вы научитесь менять свое восприятие, меняя ритм и глубину дыхания. Возможно, что восприятие в себе различных чакр даст возможность вашему уму больше расслабиться, пребывать в безмятежности и покое, а вам — более правильно реагировать на все, что преподносит вам жизнь, быть более чувствительным к тому, чего требует ваше существо.